Помощь

История философской мысли

История философской мысли

Ограничение времени обучения:
Без ограничений
Тип:
Дистанционный



Описание курса


История философской мысли

 

Курс для изучающих обществознание (раздел Философия)

 

 

Тема

 

Содержание

План работы

Формы контроля

Вводное занятие

 

Знакомство с курсом и слушателями.

  1. Входная анкета
  2. Знакомство с курсом
  3. Представление на форуме
  4. Заполнение таблицы самооценки

 

Тема 1. Философия как наука

 

Всеобщее в системе «мир-человек» как предмет философии. Структура философского знания. Круг основных проблем философии. Диалектика как философский метод.

Мировоззрение, его структура и исторические типы (мифология,

религия, философия). Особенности философского мировоззрения. Монистические и плюралистические концепции бытия. Взаимосвязь философии и конкретно-научного знания. Философия как специфическая форма общественного сознания. Практическое, познавательное, ценностное отношение       человека к миру.

Основные      функции         философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, интегративная, гуманистическая, эвристическая.

  1. Изучение презентаций
  2. Учебный видеоролик
  3. Составление синквейна
  4. Составление словаря
  5. Тест

Синквейн

Словарь

Тест

Тема 2. Философия древнего мира. Индия. Китай.

Предфилософские идеи в центрах древневосточных цивилизаций (Индия, Китай). Человек и мир в философии и культуре Востока.

  1. Изучение видеоролика
  2. Изучение презентаций
  3. Просмотр видеофильма
  4. Изучение таблицы
  5. Составление словаря
  6. Тест

Словарь

Тест

Тема 3. Философия древнего мира. Греция

 

Мифологичность и космоцентрический характер древнегреческой философии. Характеристика философских позиций милетской и элейской школ. Наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита, Демокрита, Эпикура. Объективный идеализм Сократа, Платона. Аристотель и его место в истории философии.

Философские течения          эллинистического            периода (скептицизм, стоицизм, кинизм и др.).

  1. Изучение презентации
  2. Просмотр видеофильмов
  3. Задание по фильмам
  4. Составление словаря темы
  5. Тест

Задание по фильму.

Словарь темы.

Тест

Тема 4. Философия древнего мира. Рим

 

Философские течения          эллинистического            периода (скептицизм, стоицизм, кинизм и др.). Воззрения римских философов-Сенеки, Марка Аврелия, Лукреция Кара, неоплатоников.

  1. Изучение материалов лекции.
  2. Изучение презентации
  3. Просмотр видеороликов
  4. Изучение материалов сайтов
  5. Изучение таблицы
  6. Тест

Тест

 

Тема 5. Философия Средневековья

 

Основные      принципы     Средневековой            философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм.

Христианская философия. Патристика, ее основные проблемы. Философские взгляды Августина Блаженного. Схоластика как этап средневековой философии. Воззрения Фомы Аквинского. Концепция «двух истин». Номинализм и реализм в схоластической философии.

  1. Просморт видеофильма
  2. Изучение материалов лекции
  3. Изучение презентации
  4. Изучение таблицы
  5. Задание ЕГЭ (план темы)
  6. Тест

Задание ЕГЭ (план темы).

Тест

 

Тема 6. Философия эпохи Возрождения

 

Философские, научные и гуманистические идеи эпохи Возрождения.

Натурфилософия Возрождения, пантеизм и гелиоцентризм (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно). Антропоцентризм. Гуманистическое сознание как поворот от духовной глубины человека к природному человеку. Пико делла Мирандола, П. Помпонацци, Петрарка, Бокаччо, М. Монтень, Э. Роттердамский. Утверждение силы и безграничности разума.

Поиск совершенных форм во всех сферах человеческого творчества; обращение к природе и античному искусству. Культ красоты (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль). Возрожденческий индивидуализм. Свобода воли.

  1. Изучение видеоролика
  2. Изучение презентации
  3. Изучение материалов лекции
  4. Просмотр видеофильмов
  5. Обсуждение на форуме
  6. Составление словаря
  7. Задание (историческое сочинение)

Форум

Словарь

Задание (историческое сочинение)

Тема 7. Философия Нового Времени

 

Философия Нового времени. Изменение стиля мышления. Научная революция XVII в. и формирование механистической картины мира. Проблема метода познания в философии. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт. Эмпиризм и рационализм. Проблема субстанции. Б. Спиноза. Г. Лейбниц. Новое понимание человека в философии Нового времени. «Установка философии Нового времени на торжество Разума и свободной, критически мыслящей личности. Диалектика свободы и необходимости.

  1. Изучение презентации
  2. Просмотр видеофильмов
  3. Изучение таблицы
  4. Тест

Тест

Тема 8. Просвещение и материализм XVIII века

 

Особенности культуры XVIII в. как эпохи Просвещения. Культ

философского разума. Критика средневековой схоластики и религии.

Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Ж.Ж. Руссо (1712-1788), Ж.А. Кондорсе (1743-1794). Французский материализм XVIII в.: его атеизм и культ науки. (Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), Ж. Ламетри (1709-1751)). Формирование механистической картины         мира. «Система         природы»       П. Гольбаха        как       наиболее систематическое изложение принципов материализма этого периода. Теория познания. Человек как величайшее творение природы. Утверждение общечеловеческих, гуманистических ценностей философией Просвещения. Развитие идей Просвещения в России: М.В. Ломоносов. Г.С. Сковорода. М.М. Щербатов. А.Н. Радищев.

  1. Изучение презентации
  2. Обучающий видеоролик
  3. Изучение материалов лекции
  4. Просмотр видеофильма
  5. Задание (составить презентацию по материалам сайта)
  6. Задание (составить план в формате ЕГЭ)

Задание (составить презентацию по материалам сайта).

Задание (составить план в формате ЕГЭ).

Тема 9. Немецкая классическая философия XVIII - XIX столетий

Социально-экономические и          духовные            предпосылки немецкой классической философии. Основные черты: историзм, признание активности субъекта, пантеизм. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Диалектические идеи Канта в естествознании. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания/ Учение о «вещи в себе» и «явлении», об априорных формах познания. Знание и вера. Агностицизм. Категорический императив - первенство нравственного долга. Субъективный идеализм И.Г. Фихте. Философия как наукоучение. Деятельность «Я» как начало всего сущего. Назначение и достоинство человека. Натурфилософия Шеллинга. Диалектический метод и система Гегеля. Идея тождества бытия и мышления. Всемирная история как прогресс в сознании свободы. Антропологический материализм Л. Фейербаха и его гуманизм. Учение о природе и человеке.

  1. Изучение презентации
  2. Обучающий видеоролик
  3. Изучение материалов лекции
  4. Просмотр видеофильма
  5. Составление словаря по темам 7-9
  6. Тест

Словарь

Тест

Тема 10. Марксистская философия

 

Формирование марксистской философии, ее основные особенности. Разработка диалектики в философии основоположников марксизма. Идея гуманизма, свободы и диалектико-материалистическое понимание истории. Отчужденный труд и общество отчужденного человека. Преодоление отчуждения и освобождение индивида. Отношение к частной собственности. Философское учение о классах, обоснование закономерности классовой борьбы в буржуазном обществе и революционного переустройства мира.

  1. Просмотр видеофильма
  2. Изучение презентации
  3. Изучение текста лекции
  4. Задание (анализ документа)
  5. Тест

Задание (анализ документа).

Тест

Тема 11. Русская философия

 

Историческое место русской философии в системе культуры и этапы ее развития. Предфилософия до XIX века. Основные идеи и направления русской философии XIX века. Чаадаев. Полемика славянофилов (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков и др.) и западников (П. Чаадаев, Т. Грановский, М. Бакунин, Б.Н. Чичерин). Философия            русских революционных     демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

Особенности «русского      социализма». Идеи            нравственного

совершенствования человека. Философия Всеединства В.С.Соловьева. Философия и литература. Русская философия начала ХХ в. Философские течения «русского духовного ренессанса». Религиозный экзистенциализм. Н.А. Бердяев. Проблема свободы творчества. Евразийство. Философия русского космизма. Богоискательство.

  1. Изучение презентаций
  2. Изучение модулей ФЦИОР
  3. Задание (анализ текста)
  4. Составление совместной презентации

Задание (анализ текста).

Совместная презентация.

Тема 12. Западная философия ХХ - XXI века

 

Основные черты и направления современной западной философии. Традиционные и нетрадиционные формы философствования.

Философия позитивизма: эволюция и основные этапы. Иррационализм и становление философии жизни. Ф. Ницше.

Отношение к разуму и науке в философии ХХ в. Культ научно-технических достижений разума в ХХ веке и антитезы постмодернизма. Сциентизм и антисциентизм.

Новая постановка проблемы человека в западной философии ХХ века. «Экзистенциальная» философия и ее разновидности. Индивидуальное бытие человека и бытие мира. Сущность и существование. Проблема свободы и смысла жизни. Эволюция религиозной философии в ХХ веке. Проблема веры и знания.

Проблема знания и языка в западной философии ХХ века. Основные типы ее анализа в различных направлениях философии (неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, герменевтика).

Особенности философии прагматизма. Основные проблемы постмодернизма.

  1. Изучение видеоурока
  2. Изучение презентации
  3. Просморт видеофрагмента
  4. Составление словаря по темам 10-12
  5. Тест

Словарь

Тест

Итоговое занятие

 

Подведение итогов

Рефлексия

  1. Совместная презентация
  2. Составление синквейна
  3. Выходная анкета
  4. Форум

Совместная презентация.

Синквейн.

Выходная анкета.

Форум.